Рош а-Шана для неевреев
р. Йеорам Ульман
На ваши вопросы отвечает рав Йорам Ульман - известный русскоязычный раввин, посланник Любавичского Ребе в Сиднее, член раввинского суда Австралии, обладающий высшим статусом раввинов - даян. Вопросы к нему направляйте в редакцию. Вопрос: В одной из статей вы писали от том, что начало года первого января, как его отмечают неевреи, имеет отношение также и к евреям. Интересно так ли это в обратной ситуации, Имеет ли Рош Ашана влияние на неевреев и должны ли они его в таком случае как-то отмечать, подготавливать себя к нему, может быть молиться? Какая наша роль в этом, нужно ли им это объяснять? Я спрашиваю это еще и потому, что нееврейские дети в Израиле повсеместно учат в школе традиции праздника Рош Ашана на равне с еврейскими, так может в этом есть какая-то глубинная идея тоже. Заранее благодарен за ответ - Роман Бабаев, город Ашдод. Ответ: С одной стороны нет сомнения, что значение дня Рош а-Шана, дня Великого Суда, когда каждый человек проходит перед Творцом и решается его судьба на весь последующий год, относится ко всему человечеству. Однако важно помнить, что все законы, обязательные для исполнения в этот день и сама необходимость празднования этого дня была дана Свыше именно евреям во время дарования Торы. В заповедях же полученных неевреями, всеми потомками Ноаха (Ноя) об этом ничего не говорится. Если же мы сталкиваемся с ситуацией, когда какой-нибудь человек, неевреей знает о большом значении этого дня и спрашивает как можно использовать огромный потенциал заложенный в нем с пользой для себя. Я бы посоветовал такому человеку использовать этот день для принятия добрых решений, призванных улучшить свое поведения, свои поступки, делать больше добрых дел для Б-га и для детей и т.п. Все то время, что человек думает, что с помощью этого дня он может еще больше улучшить себя для служения Всевышнему и для пользы других людей, соблюдая предписания Торы, как потомок Ноаха, это вполне разумно и уместно. Главное, чтобы не получилось так, что он и другие начнут видеть в этом как бы новые предписания Всевышнего. Это связано с запретом о котором пишет Рамбам в своем Кодексе «Мишнэ Тора» (раздел Законы о Королях) - потомок Ноаха не имеет права создавать новую религию. А ведь если будут думать, что неевреи должны справлять Рош-Ашана – это как раз новая религия, потому что в Торе об этом ничего не сказано. С другой стороны в параграфе 10, в 10 главе Рамбам пишет в отношении неевреев, что не следует мешать ему исполнять еврейские заповеди, кроме соблюдения субботы, и если он приносит в храм жертву – ее принимают от него, также денежные пожертвования можно принимать от него (подробно мы писали об этом раньше в отношении исполнения заповедей людьми готовящимся к гиюру). Другими словами нееврей может выполнять законы либо ради того, чтобы с их помощью возвыситься и почувствовать себя ближе к Всевышнему (например слушая призывные звуки шофара) либо ради награды, которую обещает за это Творец (как сказано в трактате Кидушин, что более велик тот, кто делает по приказу, чем исполняющий по доброй воле из чего видно, что у последнего тоже есть награда), главное, чтобы он не выдавал это за новую религию, но помнил, что эти заповеди и праздники еврейские, а не даны ему Свыше.
|