|


8-e Кислева, 5776-го года от Сотворения Мира
Пятый день недельной главы Торы "Ваеце"

       

       

       

       
Иерусалим Нью-Йорк,
770
Cидней Челябинск
   Новости МОРЕ    РусХАБАД    Газета "Геула"    Журнал "Это Жизнь"    Редколлегия
ЖИЗНЬ 550
«Жизнь»  № 550
Содержание
:
От редакции
    Точка опоры
В ногу со временем
    Единство противоположностей
На злобу дня!
    Постоялец по имени Боль
Законы и обычаи
    Празднуем Пурим!
Тайны Торы
Хасидская Жизнь
    Привычная дорога
Хасидские истории
    Долгих лет жизни!..
Истории о рабби Исроэле Баал-Шем-Тове
Наши люди
    Прогулки по Манхеттену
Актуальное интервью
    Золотая свадьба под хупой
Литературная страница
    Плоды и листья
Посмеёмся?
    Однажды в Древнем Египте...
Наш буфет
    Cтраничка старика Хабадыча
Вот как это было
    Учитель Ребе
Хасидская Жизнь 2
    Рассказы об отце
Из писем Ребе
    «Всего лишь испытание...»
Чудеса сегодня
    Сверху вниз



Архив

Буква Рейш: Искусство очищения
Из книги рава Гинзбурга «Еврейские буквы»
Перевод с англ. – Голда Липш

    

Форма

    
    


    Буква Рейш означает «голова», и формой она тоже напоминает профиль головы человека. Ее горизонтальный верх изображает голову, повернутую влево и склоненную к следующей букве - Шин . Ее продолжение вниз и вправо изображает начало позвоночного столба, "спинной хребет", опору для головы.
    
    

Миры

    
    Одно из значений буквы Рейш - раш («бедный человек»). На уровне миров ее форма представляет склоненную голову бедняка, сознающего свое зависимое положение. На более глубоком уровне эта зависимость выражается наклонением головы, принимающей бремя подчинения законам общества. Это противоположно силе убеждения и Рейш имости предыдущей буквы, Куф . Это более низкое проявление буквы Рейш , включенной в форму буквы Куф , без способности проникать в действительность и «бороться» с ней. Физическая бедность ослабляет убеждения человека - его «спинной хребет».
    


    

Души

    
    Чтобы выразить себя в слове, мысль должна «склониться» и сжать свой собственный внутренний блеск ради общения с другими. Речь – наиболее существенная сила человека. Когда Б-г сотворил человека, «Он вдохнул в его ноздри дух жизни, и человек стал существом живым» - то есть, «говорящим».
    Голова, склоняющаяся, чтобы говорить, является, таким образом, началом принятия на себя подлинной роли человека.
    Рассказывают о рабби Ицхак-Айзике из Гомеля, что он, задумавшись, откидывал голову назад и устремлял взгляд вверх, а рабби Гилель из Паричей во время размышлений склонял голову к коленям. Рейш , включенная в форму буквы Куф на уровне душ, это Б-жественное Желание, склонившееся, чтобы «принудить» душу к желанию спуститься вниз. Сама же буква Рейш - это внутреннее «склонение» ума, чтобы заставить сердце соответствовать тому, что воспринимает ум, тем самым сообщая словам человека способность проникать в сердца других. Сначала он говорит сердцу, а затем сердце говорит другим. Два основных слова на древнееврейском, обозначающем речь, это омэр ("сказать") и дабер ("говорить"). Омэр означает больше внутреннюю речь, обращенную от ума к сердцу, а дабер относится к внешней речи. Оба слова кончаются той же буквой Рейш .
    
    
Б-жественность

    
    "Сокрытое - Б-гу, Господу нашему, а открытое - нам и сынам нашим..." В учении Каббалы "сокрытое" относится к тайне первых двух букв имени Хавайе, Йуд и Хэй , соответствующих постоянному единению двух сфирот - Хохма и Бина , которые превосходят нижние сфирот . "Открытое" относится к двум последним буквам Имени Хавайе, Вав и Хэй , которые соответствуют эмоциям сердца (шесть - числовое значение Вав - сфирот от Хесед до Йесод ) и речи (сфира Малхут ). Сам Б-г "склоняется" над Своим "сокрытым". То есть, как бы над силой Своего интеллекта, чтобы раскрыть "открытое" и пронизать его светом из области сокрытого.
    Амалек, враг Израиля и самого Всевышнего, старается отделить "сокрытое" - буквы Йуд и Хэй , от "открытого" - букв Вав и Хэй , отделить ум от сердца и речи и таким образом сделать знание
    бессильным, то есть неспособным реализовать исправление эмоциональных свойств человека и инстинкта общения.
    На более глубоком и тонком уровне это подобно человеку, который хотел бы разобщить изучение скрытых областей Торы - учение Каббалы и хасидизма и Закона. И если бы не склоненная голова, между ними не было бы контакта. Склоненная голова в преданном служении Б-гу (в чем и заключается суть хасидизма) привлекает Каббалу к Закону.
    
    
Название

    
    


    Слово Рейш означает, как уже говорилось, "голова" и "начало" ( рош ), а также "бедный человек" ( раш ).
    
    

Души

    
    Два дня Рош-а-Шана, "головы года", в учении Каббалы соответствуют "глубине" сфиры Малхут (короне, которая находится над головой) и "глубине" сфиры Хохма , постижимой разумом, то есть головой. Десять Дней Покаяния между Рош-а-Шана и Йом-кипур - это тайна десяти сфирот . Второй день Рош-а-Шана – голова ( рейш ) на уровне душ. Сначала это открыли души мудрецов устной Торы, хотя, в сущности, это вечное положение вещей, как объяснялось выше. "Все предвечное ВЕЧНО, но не все вечное предвечно". Первый день Рош-а-Шана - это тайна предвечного вечного на уровне Б-жественности. Второй день Рош-а-Шана это тайна только вечного на уровне душ.
    Душа Израиля происходит от мудрости Б-га, так же как капля семени, от которой происходит сын, привлечена от мозга отца, как объясняется в книге Тания. В первый день Рош-а-Шана, на шестой день Сотворения, были сотворены Адам и Хава, получившие веление не есть от Древа познания. Хотя в тот же день им было велено "плодитесь и размножайтесь", Б-г замыслил исполнение этой позитивной заповеди на следующий день, в первую субботу Сотворения, на второй день Рош-а-Шана (предвечный в тайне
    субботы и вечный в тайне Рош-а-Шана). Таким образом, тайна второго дня Рош-а-Шана - это способность воспроизведения душ на земле, вдохновленная предназначением "...наполняйте землю, владейте ею и владычествуйте..."
    
    
Б-ественность

    
    


    Первый день Рош-а-Шана - это тайна "мои мысли - не ваши мысли, и ваши пути - не Мои пути... ибо (как) небо выше земли, так Мои пути выше ваших путей, и Мои мысли - выше ваших мыслей". Эти слова относятся к Десяти Дням Покаяния в целом, а в особенности к первому дню Рош-а-Шана и к дню Йом-Кипур.
    Духовное служение в первый день Рош-а-Шана заключается в коронации Короля тем, что мы полностью подчиняемся Его власти и склоняем голову, принимая небесное бремя. Тем самым мы, в сущности, поднимаем голову на уровень абсолютно более высокий.
    "Постижимая глава" душ поднята к "непостижимой главе" Б-жественности. "Ваши мысли, когда они полностью подчинены Воле Б-га, поднимаются к Моим мыслям", а "ваши пути" - к "моим путям" (к заповедям Торы, к путям Б-га).
    
    

Число

    
    Числовое значение буквы Рейш – 200.
    
    
Миры

    
    


    До тех пор, пока у человека есть 199 зуз , он по Закону считается бедным и заслуживает подаяния. Став обладателем 200, он утрачивает статус бедняка и больше не имеет права получать пожертвования. Числовое значение слова "пожертвование" ( цдока ) равно 195. Верхняя граница пожертвования 200 является, таким образом, тайной слова Рош - бедняк ( раш ) с буквой Алеф , что означает: он уже не беден, он - рош ("голова"), ведающая мирскими делами.
    
    

Б-жественность

    
    Хотя Рейш , двадцатая из 22-х букв алфавита, является "началом конца", все же ее числовое значение - это середина между буквой Алеф (1) и буквой Тав (400). Как в круге можно увидеть, что он начинается из своего центра, так и еврейский алфавит можно считать кругом диаметром в 400 и с буквой Рейш в качестве центра (200) – своего рода срединная точка.
    Говорить о "срединной точке" в бесконечном распространении - это само по себе парадокс.
    Тайна срединной точки - это "власть Бесконечного", точка, через которую Творец "выходит" в Свое Творение как Король ("глава") Вселенной. Этот "выход" Короля представлен самим словам "король", развертываясь по трем ступеням, начиная от его первой буквы: мем-мем-ламед - мем-ламед-хоф , числовое значение
    которых (в сумме) равно 200 - буква Рейш . Две буквы второй ступени ( мем-ламед ) по числовому значению (70) - это буква Айн (70), которая затем соединяется в обратном направлении с буквой Мем первой ступени, образуя слово Ам ("народ"). И это только подтверждает известное изречение: "Нет короля без народа".
    
    
    Для того, чтобы глубже постичь настоящие тайны Торы, посещайте уроки по философии хасидизма в местных центрах ХАБАДа. МОРЕ «Геула» проводит такие уроки во многих городах Израиля. Звоните в редакцию!

Оставьте мнение | Версия для печати

Да здравствует Любавичский Ребе - Король Мошиах!

© 5759-5764, Молодежная Организация Русскоязычных Евреев "ГЕУЛА"
Все права защищены. При использовании материалов в интернете
необходима ссылка на ресурс. Другое использование материалов только по договоренности.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Официальный сайт разработан и сопровождается Web-службой организации.
Услуги хостинга предоставлены компанией HostStock.