8-e Кислева, 5776-го года от Сотворения Мира
Пятый день недельной главы Торы "Ваеце"

       

       

       

       
Иерусалим Нью-Йорк,
770
Cидней Челябинск
   Новости МОРЕ    РусХАБАД    Газета "Геула"    Журнал "Это Жизнь"    Редколлегия
ЖИЗНЬ 548
«Жизнь»  № 548
Содержание
:
От редакции
    С Днем победы!
В ногу со временем
    Вера и разум, или Размышления о Празднике книг
На злобу дня!
    Восстановленная справедливость или Уроки истории для учеников средних школ
Хасидская Жизнь
    Рассказ о слепой девочке из Египта и раввине
Хасидские истории
    Гений
Наши люди
    Дела врачебные
Литературная страница
    Плоды и листья
Вот как это было
    Учитель Ребе
Из писем Ребе
    Не падайте духом!..
Теория Хасидизма
    Страничка старика Хабадыча
Чудеса сегодня
    Доллар, равный десяти миллионам евро
Беседы Ребе
Ответ Раввина
    Ответ Раввина



Архив

Сосуды и свет
Эли Элкин

    Два месяца еврейского календаря, идущие один за другим, тесно связаны с судьбой Первого Ребе ХАБАДа рабби Шнеур-Залмана из Ляд. Это Кислев, месяц, когда Алтер Ребе был освобожден из царской тюрьмы, и Тевет – месяц, когда он покинул этот мир. Мы продолжаем знакомить наших читателей с малоизвестными эпизодами из жизни Ребе.
    
    Лехаим!
    В Сиване 5567 (1807) г. в белорусском городке Жлобине состоялась Великая Свадьба – внучка рабби Шнеур-Залмана из Ляд выходила замуж за внука рабби Леви-Ицхака из Бердичева.
    Обратившись с тостом к Бердичевскому Ребе, рабби Шнеур-Залман из Ляд сказал:
    – Лехаим! Да ниспошлет нам Всевышний Свои благословения в материальном и духовном!
    – Погоди, сват! Как же так? – возразил рабби Леви-Ицхак. – Материальное раньше духовного?
    – Так сказано у праотца Яакова, – отвечал рабби Шнеур-Залман. – Сначала он просил о материальном: «И даст мне хлеб и платье» – и лишь затем – о духовном: «И будет Г-сподь моим Б-гом».
    – Но можно ли сравнивать «материальное» Яакова с нашим материальным? – не уступал рабби Леви-Ицхак
    – А можно ли сравнить с нашим его «духовное»?.. – ответил рабби Шнеур-Залман.
    
    



    Сосуды и свет
    Среди хасидов Алтер Ребе был один ученый и богатый еврей. Он был сведущ в Торе и философии хасидизма, преданно служил Всевышнему и щедро помогал нуждающимся. Так случилось, что удача отвернулась от него, его дела пришли в упадок, и в итоге, потеряв все свое состояние, он оказался в больших долгах. У этого человека было несколько малоимущих родственников, которым он обещал помочь с приданым для их дочерей и свадебными затратами. Кроме того, две его собственных дочери тоже готовились к свадьбе. Словом, ситуация, в которой он оказался, была чрезвычайно тяжелой.
    Тогда он пошел к Ребе и излил ему свое горе. Он сказал, что если Б-г решил испытать его бедностью, он согласен принять этот суровый приговор. Но как ему быть с долгами? С обещанием, которое он дал своим родственникам? С приданым для дочерей? В чем же они виноваты? “Ребе, - плача, воскликнул он, - прошу вас, помолитесь за меня, пробудите Высшую Милость! Я должен сдержать свое слово! Ребе, поймите, мне нужно помочь моим родственникам! Мне нужно помочь моим дочерям! Я обещал это сделать!”
    Ребе все это время сидел, опустив голову на ладони. Когда хасид закончил говорить, Ребе поднял голову и сказал: “Ты говоришь о том, что нужно тебе. Но ты ничего не говоришь о том, для чего нужен ты”.
    Услышав эти слова, которые были сказаны Ребе с необычайной внутренней силой, хасид потерял сознание. Привлеченный шумом помощник Ребе заглянул в кабинет. Увидев лежащего на полу хасида, он тут же позвал на помощь еще двух человек, и они вместе вынесли его из кабинета Ребе и стали приводить в чувство.
    Открыв глаза, хасид посмотрел на стоящих возле него людей, не сказал ни слова, поднялся и отправился в синагогу. С этого дня он полностью посвятил себя изучению Торы и молитве – с новыми силами, с глубокой преданностью и еще большим усердием, чем раньше.
    Прошли две недели. В субботу Алтер Ребе начал говорить о двух мирах – мире Тоу и мире Тикун. “Мир Тоу (мир Хаоса), - сказал Ребе, - это начало творения. Поток Б-жественного света в тот момент был настолько силен, что сотворенная Всевышним реальность не выдержала подобного раскрытия Б-жественного света и была разрушена. Каббала называет Тоу “миром великого света и малых сосудов”.
    Затем Б-г создал мир Тикун (мир Порядка). В этом мире все наоборот: Б-жественность здесь сокрыта, а его сосуды чересчур велики. Но зато они способны выдержать мощный Б-жественный свет и бесконечные эманации, исходящие от Творца. Однако этот мир – темный мир. Он скрывает, утаивает, искажает Б-жественность. Это – “мир великих сосудов и малого света”.
    Еврей должен взять лучшее из двух миров и объединить это, наполнив великие сосуды мира Тикун бесконечным светом мира Тоу. Этого можно достичь посредством вовлечения себя в мир. Как сказано у пророка: “Сотворил Он (мир) не для опустошения, а для пребывания в нем”.
    Через два дня, в понедельник, Ребе позвал к себе того самого хасида, который лишился чувств у него в кабинете, благословил его на успех и велел заняться прежним своим делом.
    Вскоре благословение Ребе исполнилось. Этот человек снова разбогател, рассчитался с долгами, помог родственникам, выдал замуж дочерей и стал помогать нуждающимся с еще большей щедростью, чем прежде.
    
    Ошибка вышла
    Однажды рабби Шнеур-Залману из Ляд довелось быть гостем в доме одного из противников учения хасидизма, раввина Йеошуа Цейтлина из Шклова. Тот много слышал о мудрости, величии и возвышенной тонкости души хасидского Ребе и решил, воспользовавшись возможностью, испытать своего гостя.
    У раввина Цейтлина был в услужении смышленый и расторопный поляк, который свободно говорил на идиш. Не раскрывая национальной принадлежности своего слуги, раввин Цейтлин обратился к нему по-еврейски и попросил принести из погреба вина. (Тут следует отметить, что по закону Торы, вино, к которому прикоснется нееврей, становится запрещенным для еврея). Вскоре слуга принес полный кувшин. Раввин Цейтлин наполнил стаканы, предложил один из них Ребе и с любопытством стал наблюдать за дальнейшими действиями своего гостя. Алтер Ребе взял стакан, к величайшему удивлению своего хозяина произнес благословение «...По слову Которого возникло все» и немного отпил.
    Потрясенный раввин не мог поверить своим глазам и ушам: великий хасидский Ребе пьет вино, которое принес нееврей, и, кроме того, неверно произносит над ним благословение! Неужели все, что он слышал о нем, лишь слухи? Неужели этот человек – обычный самозванец?
    Все, впрочем, выяснилось довольно быстро. Расспросив слугу, раввин Цейтлин узнал, что тот ошибся и вместо вина зачерпнул медовухи из соседней бочки. «Что я могу сказать? – воздел руки раввин. – Ведь уже сказано в Мишлей: «Не случится с праведным ничего дурного»!»
    
    Дворцовый переворот
    Второй арест Алтер Ребе случился два года спустя после первого, во время праздника Суккот, в 5561 (1800) году. И хотя условия второго заключения были менее строгими, зато обвинения оказались более серьезными, потому что затрагивали суть учения хасидизма.
    Ребе держали под стражей в Тайной канцелярии. За два месяца он подвергся более чем двадцати допросам, во время которых присутствовали представители ученых кругов российского общества (профессора теологии, историки и т.п.), а также лидеры духовенства.
    За неимением веских улик и доказательств следствие вскоре было прекращено. Ребе выпустили на свободу в третий день Хануки, 27 Кислева.
    Император Павел I утвердил приказ о помиловании арестанта и позволил ему продолжать свою деятельность. Но при одном условии: Ребе должен временно поселиться в Петербурге и находиться здесь вплоть до дальнейших распоряжений.
    Так прошло три месяца – Тевет, Шват и Адар. Приближался Песах. Относительно дальнейшей судьбы Алтер Ребе никаких распоряжений не поступало.
    В одну из мартовских суббот 1801 года император Павел проезжал в своей карете мимо окон дома, где поселился Ребе. Суббота эта была Великой Субботой (которая предшествует празднику Песах) и одновременно кануном самого праздника.
    Ребе стоял у окна, некоторое время внимательно наблюдая за царской каретой, а затем сообщил, что царское величие покинуло императора, и дни его сочтены. В эту же самую ночь случился дворцовый переворот, и Павел был убит заговорщиками...
    



    Портрет
    Так уж получилось, что движение ХАБАДа располагает не всеми портретами своих лидеров. До изобретения фотографии художники пользовались особым преимуществом, и зачастую исключительно благодаря их кисти или карандашу мы располагаем ныне портретами многих великих людей.
    Известный (и единственный) портрет рабби Шнеур-Залмана из Ляд обладает уникальной историей.
    В 5615 (1855) году Третий Любавичский Ребе Менахем-Мендл (Цемах-Цедек) получил извещение от властей о том, что должен явиться на конференцию, где будут обсуждаться вопросы реформы еврейского образования и воспитания. По причинам здоровья Ребе не смог явиться лично и отправил вместо себя своего сына, рабби Шмуэля (Ребе Махараш, Четвертый Любавичский Ребе).
    Во время этой конференции произошла встреча рабби Шмуэля с одним из ее инициаторов, крупным правительственным чиновником. Последний, обратившись к рабби Шмуэлю со всей учтивостью, изъявил желание побеседовать с ним. Тот согласился и услышал из уст чиновника любопытную историю.
    «От отца я унаследовал любовь к искусству, - рассказал чиновник, - и даже неплохо рисую сам. Не так хорошо, конечно, как мой отец. Он был замечательным художником, и от него мне перешла в наследство коллекция его работ. Впрочем, не только его. Среди этих работ – портрет великого хасидского раввина, который был арестован в 1798 году и вскоре выпущен на свободу. Мой отец был одним из тех, кто вел следствие. Он-то и распорядился, чтобы нарисовали портрет обвиняемого, и присоединил его к делу...»
    Рабби Шмуэль захотел взглянуть на этот рисунок, и чиновник с готовностью показал его. Рабби Шмуэль сразу же узнал своего прапрадеда, рабби Шнеур-Залмана из Ляд. Чиновник любезно согласился передать портрет, и рабби Шмуэль привез его в Любавичи.
    Рисунок этот передавался от Ребе к Ребе, дошел до нас, и художник Натаниэль Хазан создал на его основе уникальный портрет Алтер Ребе – из букв еврейского алфавита, составляющих главу книги Тания...
    


Оставьте мнение | Версия для печати

Да здравствует Любавичский Ребе - Король Мошиах!

© 5759-5764, Молодежная Организация Русскоязычных Евреев "ГЕУЛА"
Все права защищены. При использовании материалов в интернете
необходима ссылка на ресурс. Другое использование материалов только по договоренности.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Официальный сайт разработан и сопровождается Web-службой организации.
Услуги хостинга предоставлены компанией HostStock.