|


8-e Кислева, 5776-го года от Сотворения Мира
Пятый день недельной главы Торы "Ваеце"

       

       

       

       
Иерусалим Нью-Йорк,
770
Cидней Челябинск
   Новости МОРЕ    РусХАБАД    Газета "Геула"    Журнал "Это Жизнь"    Редколлегия
ЖИЗНЬ 547
«Жизнь»  № 547
Содержание
:
От редакции
    О чем рассказывают нам огни Меноры
В ногу со временем
    На плечах Ребе
Законы и обычаи
    Руководство по зажиганию Меноры Ханукальной
Тайны Торы
Хасидская Жизнь
    Увидеть и понять,
Хасидские истории
    История одного доноса
Наши люди
    Раскинулось МОРЕ широко
Литературная страница
    Плоды и листья
Посмеёмся?
    Поездка в Манхеттен
Вот как это было
    Телеграммы
Хасидская Жизнь 2
    Вернувшиеся огни
Из писем Ребе
    Бредущие во тьме увидят великий свет...
Теория Хасидизма
    Страничка старика Хабадыча
Беседы Ребе
    Долгая дорога домой
Ответ Раввина
   



Архив

Цадик – вера праведника
Голда Липш (из книги рава Гинзбурга «Еврейские буквы»)

    
    


Форма
    В форме буквы Цади буква Йуд «вклинена» в верхнюю правую сторону наклоненной буквы Нун.
    
    Миры
    На уровне миров Йуд представляет "точку" творящей жизненной силы, "вклиненной" во всякое творение, в Нун. В целом, Йуд и Нун представляют два измерения формы и материи, одновременно присутствующих во всей сотворенной действительности. Точка буквы Йуд - изначальная форма придает букве Нун - материи конечную форму. Праведник, "соприкасаясь" с внутренней, изначальной формой всей действительности, способен менять форму в соответствии со своим желанием, как сказано: «Праведник решает, а Святой, благословен Он, исполняет".
    
    Души
    На уровне души праведник (цадик), о котором сказано, что он - "основа мира", состоит из буквы Йуд, «вклиненной» в Нун, где Йуд – это точка общей души поколения, а Нун - "тело" единства душ Израиля, "Кнесет Исраэль". Великий праведник (который видит себя как "самым малым" во всем поколении) оживляет все души поколения. В своей собственной молитве он смотрит вверх на Б-га, ища спасения. Его молитва, в сущности, это внутренний пульс жизни поколения, так как все молитвы возносятся к Б-гу силой его молитвы, как учит теория хасидизма. Обучая поколение Торе, он «смотрит вниз», ограничивая себя в соответствии с ограниченной восприимчивостью душ его поколения, которое он обучает пятидесяти вратам понимания - потенциальной способности постигать истину, - скрытой в их сердцах (50 - числовое значение буквы Нун). Каждая душа имеет особую связь с одним из пятидесяти врат. Истинный праведник приводит каждую душу к ее вратам понимания.
    Форма буквы Цадик в целом есть "женская" пара буквы Алеф, как объяснялось раньше. Алеф, "Властелин (Алуфо) мира", избирает праведника своей вечной супругой. Алеф дает Йуд буквы Цадик силу наполнять жизненностью Нун буквы Цадик. В этом тайный смысл фразы Эйн мазал ле Исраэль («Б-жественное Ничто («Эйн») - источник жизненности Израиля»). Эйн (Алеф-Йуд-Нун) – это также тайна проистечения жизненности от буквы Алеф к двум составным частям буквы Цадик: к буквам Йуд и Нун.
    
    Б-жественность
    Главной характеристикой мира Ацилут является сфира Хохма, источник Б-жественной мудрости, раскрытой в Торе. Форма буквы Цадик символизирует эту тайну. Точка Йуд концентрированной Б-жественной мудрости (Хохма) находится в постоянном единении с Нун, 50-ю вратами понимания (Бина). Затем Нун сфиры Бина отражается в Нун нижней сфиры Малхут, а Йуд сфиры Хохма нисходит, чтобы основаться там с помощью сфиры Йесод (Основа). Нун сфиры Малхут, тайна Б-жественного Присутствия (Шхина), «оплодотворенная» буквой Йуд Торы (Мудрости), нисходит, чтобы светить в сердце праведника внизу. Праведник, таким образом, полон Б-жественным сознанием (Нун), переданным ему Свыше (Йуд).
    
    НазваниеБуква Цадик имеет два названия:
    - Цади (происходит от того же корня, что и слова цайд ("охотиться") и цад ("сторона, край")).
    - Цадик (что можно перевести, как праведник).
    На арамейском слово цадия означает состояние хаоса, о котором идет речь в начале рассказа Торы о Сотворении.
    
    Миры
    Эсав (брат-близнец Яакова) характеризуется Торой как «человек, искусный в охоте». Ицхак любил своего первенца за то, что "охота была у него на устах". Буквальное понимание этих слов заключается в том, что Ицхак ел мясо животных, пойманных Эсавом. Однако наши мудрецы объясняют это так, что Эсав "ловил" (обманывал) своего отца Ицхака словами своих уст. Аризаль говорит, что сам Ицхак в то же время "охотился" за упавшими Б-жественными искрами, сокрытыми в Эсаве. Эти искры были на самом деле великими душами, которые происходили от Эсава и которым суждено было еще родиться (душа рабби Акивы, например, имя которого является перестановкой букв имени Яаков с дополнительной буквой Алеф в тайне стиха "рука его держала пятку Эсава", сказанного о рождении Яакова).
    Эсав охотился ради удовлетворения своего физического желания. Положительным соответствием искусству охоты Эсава на уровне миров является охота за разбитыми сосудами мира Хаоса (Тоу), чтобы возвысить их сокрытые святые искры и тем самым раскрыть новую силу для восстановления гармонии мира.
    
    Души
    Охота за пропавшими душами, за упавшими искрами, плененными в мире Хаоса (Тоу) - это труд праведника. В особенности, как учат Кабала и хасидизм, это труд "нижнего праведника", каковым, например, является Биньямин.
    Биньямин был единственным сыном Яакова, родившимся в стране Израиля. Имя Биньямин буквально означает бен йамин ("сын правой стороны"). Правая сторона Хесед (Доброта) - это сила, находящая и соединяющая души. Числовое значение слова Цадик равно числовому значению "правая сторона" (цад йамин). Буква Куф (следующая за Цадик буква алфавита, числовое значение которой равно сумме числовых значений букв Мем, Йуд, Нун, из которых состоит слово йамин) в слове Цадик представляет саму упавшую искру, с которой связан праведник. Яаков, благословляя Биньямина, сравнил его с "ищущим добычи волком".
    
    Б-жественность
    Задача "верхнего праведника", олицетворенного в Торе Йосефом, в том, чтобы привлекать Б-жественное раскрытие вниз, к душам, найденным и соединенным "нижним праведником". От душ "Кнесет Исраэль" раскрытие переходит к мирам. Привлечение вниз Б-жественного раскрытия - это задача "верхнего праведника", который сначала устремляется вверх к Бесконечному Свету и источнику всех душ в Б-ге, впитывает воспринятое и затем возвращается к уровню душ и миров с большой силой и светом, так, чтобы вся реальность прониклась раскрытием Б-жественного Присутствия. Это "стремление и возвращение" - тайна двух традиций в отношении формы написания Йуд в букве Цадик.
    
    Число
    Числовое значение буквы Цадик - девяносто.
    
    Миры
    На всех уровнях: миров, душ и Б-жественности - число девяносто, Цадик, представляет "всеобщее сознание", относящееся к данному уровню. В Кабале и в теории хасидизма силы сознания делятся на три группы по три: три силы интеллекта (Хохма, Бина и Даат); три силы чувства (Хесед, Гвура и Тиферет) и три силы заложенного от природы поведения (Нецах, Ход и Йесод). Каждая из этих девяти сфир сознания проявляется в полном спектре десяти измерений, и полученное таким образом число девяносто становится представителем "всеобщего сознания".
    



    Души
    Аризаль рекомендует перед молитвой произносить: "Я принимаю на себя исполнение заповеди - люби ближнего, как самого себя".
    Через искреннее побуждение души соединиться со всеми другими еврейскими душами человек достигает всеобщего сознания Б-жественности на уровне душ - основы для действенной молитвы.
    Саре, первой праматери Израиля, было девяносто лет при рождении Ицхака. Ицхак рос в лоне «всеобщего сознания» ее души. Это выразилось в смехе: "И засмеялась Сара про себя ". "Про себя" («внутри себя») - намек на утробу, лоно.
    Два слова, окружающие ее имя в стихе "И засмеялась", указывают на единство корней ее сына Ицхака и его души-супруги Ривки: имя Ицхак происходит от слов "и засмеялась" (Вэ ицхак), Ривка – это перестановка букв слова Бекирба (внутри себя).
    
    Б-жественность
    В четырех буквах слова ЦаДИК содержится намек на ежедневное исполнение праведником обязанности произносить девяносто раз амен (числовое значение буквы Цадик), четыре раза (Далет) произносить молитву Кдуша, десять раз слышать (Йуд) Кадиш и произносить сто (Куф) благословений. Так как "все следует за началом" - какое начало, такое и продолжение, - то понятно, что полное служение праведника сосредоточено в тайне ежедневного произнесения "амен" девяносто раз.
    В слове цадик четыре буквы. Буквой Цадик, числовое значение которой – 90, что соответствует девятистам "амен", начинается слово, а буквой Куф, соответствующей ста благословениям, оно заканчивается. Хотя сама суть силы благословения относится к тайне Начала, тайне увеличенной буквы Бет в слове Берейшит («В начале»), буквы Бет слова Браха, "благословение". Простая вера и глубокое осознание истины, как это выражается в провозглашении "амен", в конечном счете, выше, чем сила благословения.
    


Оставьте мнение | Версия для печати

Да здравствует Любавичский Ребе - Король Мошиах!

© 5759-5764, Молодежная Организация Русскоязычных Евреев "ГЕУЛА"
Все права защищены. При использовании материалов в интернете
необходима ссылка на ресурс. Другое использование материалов только по договоренности.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Официальный сайт разработан и сопровождается Web-службой организации.
Услуги хостинга предоставлены компанией HostStock.